Графическое искусство (манга) как компонент японской культурной дипломатии, определяющий поведенческие намерения российских и казахстанских потребителей и восприятие образа Японии
DOI:
https://doi.org/10.26577/IRILJ.2024.v107.i3-05Аннотация
Японское графическое искусство, в частности манга, стало глобальным культурным феноменом, выступая как источником развлечения, так и средством влияния на восприятие. Большинство исследований в этой области рассматривает мангу через призму мягкой силы и в контексте дискурса глобализации. Однако данное исследование сосредоточено на определении того, способствует ли потребление японских культурных продуктов формированию образа Японии, а также намерениям людей из России и Казахстана либо посетить Японию, либо изучать японский язык. Оценка результатов в работе основана на онлайн опросе для сбора описательной статистики с выборкой из 535 человек. Для анализа данных авторы применили описательную статистику и логистическую регрессию, чтобы установить взаимосвязь между восприятием Японии респондентами, их потреблением манги и вероятностью намерений посетить Японию или изучать японский язык. Оценка логистической модели показала, что намерение изучать японский язык, намерение посетить Японию и положительное отношение к Японии в первую очередь формируются под воздействием первичной осведомленности о японской культуре, финансов, потраченных на связанные с мангой атрибуты, объема прочитанной манги и регулярности чтения. Кроме того, намерение посетить Японию зависит от уровня занятости, в то время как положительное отношение к Японии связано с полом читателя. Положительное отношение в основном основывалось на эмоциональном аспекте, поскольку в среднем люди оценивали красоту и эстетические характеристики Японии выше, чем ее политическую или экономическую конкурентоспособность и социальные нормы, и ценности.
Ключевые слова: потребление японского искусства, манга, молодежь, Россия, Казахстан, образ Японии, культура Японии.