Гидрополитика Китая в отношении Казахстана: роль трансграничных бассейнов рек Иле и Ертис
DOI:
https://doi.org/10.26577/IRILJ.2024.v107.i3-04Аннотация
Совместное использование воды между странами, имеющими общие реки, является огромной политической проблемой. В новейшей истории было немного случаев, когда такие разногласия приводили к насилию или военным действиям. Гидро-политика Китая в отношении трансграничных реках Иле и Ертис в Центральной Азии, а также Брахмапутры и Меконга в Южной и Юго-Восточной Азии, в которых Китай является страной, расположенной в верховьях рек, наглядно демонстрирует, как международное водное право недооценивает роль власти в отношениях между странами одного речного бассейна (Зейтун и Уорнер, 2005). В Тибете и других горных регионах Китая, прилегающих к Юго-Восточной Азии, берут начало большинство трансграничных рек, в том числе Иле и Ертис. Достижение удовлетворительного соглашения по распределению воды и контролю качества остается большой проблемой для национальных государств. Так обстоит дело Казахстана с Китаем которые разделяют 24 реки вдоль их 1700-километровой границы, из которых реки Ертис и Иле являются самыми крупными и значительными Тенденция забора воды с этих бассейнов со стороны нашего соседа с целью разработки месторождений нефти и газа, а также хлопкового производства в районе Синьцзян с каждым годом возрастает.
В последние годы в период вегетации отмечается резкое сокращение стока по реке Или, что чревато большими проблемами, прежде всего для экологии и гидроэнергетики.. Фактически, Китай является одной из трех стран в мире, которая проголосовала против Конвенции ООН о ненавигационном использовании международных водотоков от 1997 года. В результате планы Китая по грандиозному строительству мега-плотин, не имеющих себе равных по всему миру, проектов диверсии воды из трансграничных рек, становятся источником напряженных отношений между странами бассейнов рек, создавая предпосылки для возникновения конфликтного потенциала между соседними странами Меконга, Индии, в том числе и Казахстана. В этой связи, в статье проанализирован подход Китая в отношении управления трансграничными водными ресурсами через призму теории “гидро-гегемонии” для более детального понимания его гидро-политики.
Ключевые слова: трансграничные реки, Казахстан и Китай, водная безопасность, водная политика, гидрогегемония