Медиаконвергенция как инструмент формирования и использования мягкой силы в политике Китая
DOI:
https://doi.org/10.26577/IRILJ.2022.v98.i2.03Аннотация
Несмотря на давнюю и весьма частую употребляемость термина “конвергенция” (от лат. convergo «сближаю») в исследованиях естественной и гуманитарной направленности (биология, математика, политология, экономика, лингвистика и др.), в 60-х-70-х гг. прошлого столетия в связи с интенсивным продвижением компьютерной индустрии на массовый рынок данный концепт приобрел новый, еще более широкий смысл. Понятие начинают ассоциировать с новыми достижениями в области передачи данных, переводом информации в электронный формат. В условиях глобализации и стремительного развития информационно-коммуникационных технологий в контексте непрекращающейся борьбы между государствами за власть и влияние на систему международных отношений, в процессе которой основным фактором является стремление акторов мировой политики обеспечить успешную реализацию своих внешнеполитческих планов при помощи дипломатических, экономических, информационно-идеологических, военно-стратегических и других средств, использование интеграции средств коммуникации, сближение и слияние различных способов передачи информации в медиапространстве в целях улучшения их восприятия и усиления влияния на сознание масс, тем самым достижения своих политических интересов обретает особую актуальность. Медиаконвергенция в политической сфере и в международных отношениях становится для государств, претендующих на статус сверхдержавы, инструментом массового воздействия на публику, распространения своей культуры и своего влияния, повышения имиджа страны. Однако именно политический аспект данного концепта рассматривается в академической науке недостаточно широко и глубоко, что обуславливает необходимость более тщательного изучения на основе конкретных примеров его применения в международной и региональной политике ведущими акторами арены мировой геополитической борьбы.
В данной статье рассматриваются вопросы использования Китаем концепта медиаконвергенции в качестве действенного механизма использования «мягкой силы» в глобальном медиапространстве и в медиапростанстве Центральноазиатского региона. Позицианируя себя как великую державу в неконфронтационной манере, КНР в целях усиления своего влияния на систему международных отношений уделяет основное внимание средствам массовой информации, их конвергированию и комбинации различных видов и форм, активному вхождению и функционированию за рубежом, направляя в данную стратегию огромные инвестиции. В заключение автором даются прогнозы по активизации Поднебесной политики повышения своего позитивного имиджа, в том числе посредством применения феномена медиаконвергенции.
Ключевые слова: СМИ, мягкая сила, Китай, Центральная Азия, медиаконвергенция.