Мягкая сила Европейского союза в Центральной Азии после 2022 года: возможности и пределы
DOI:
https://doi.org/10.26577/IRILJ202511134Аннотация
В статье анализируется трансформация политики Европейского союза в Центральной Азии после 2022 года через призму трёх ключевых переменных: экономической, санкционно-регулятивной и культурно-образовательной. На основе сравнительного анализа стратегических документов ЕС (2019–2025 гг.) и медиадискурса ведущих региональных изданий выявлено смещение приоритетов в сторону развития транспортной инфраструктуры, энергетической диверсификации, доступа к критически важным ресурсам и институционализации санкционного контроля. Культурно-образовательные инициативы укрепляют позитивное восприятие ЕС, но их эффект ограничен: они не конвертируются в устойчивую политическую лояльность и остаются уязвимыми к конкуренции со стороны России и Китая. В итоге политика ЕС формируется в логике сочетания прагматических стимулов и ограниченной мягкой силы. Экономическое и санкционно-регулятивное измерения определяют краткосрочные результаты, тогда как мягкая сила действует как накопительный ресурс с долгосрочным эффектом. Показано, что именно баланс между этими направлениями задаёт как возможности, так и пределы европейского влияния в регионе. Эффективность будущей стратегии будет зависеть от способности ЕС сбалансировать контрольные механизмы с расширением образовательных и гуманитарных программ, превращая их в устойчивый фактор политического присутствия в Центральной Азии.
Ключевые слова: Европейский союз, Центральная Азия, «мягкая сила», санкционная политика, транспортные коридоры, энергетическая диверсификация, культурное и образовательное сотрудничество, медиадискурс.
