Геополитика логистики: конкуренция или синергия транспортных маршрутов Евразии?
DOI:
https://doi.org/10.26577/IRILJ202511028Аннотация
Актуальность исследования обусловлена растущей ролью Центральной Азии в глобальных геоэкономических процессах. Регион находится на пересечении ключевых транспортных маршрутов, соединяющих Европу, Азию и Ближний Восток. В последние десятилетия ведущие мировые державы, включая Россию, Китай, Индию, Турцию, Европейский Союз и США, проявляют возрастающий интерес к транспортной инфраструктуре региона. Международные проекты «Север-Юг» и «Новый шелковый путь» представляют собой амбициозные инициативы, направленные на создание альтернативных транспортных коридоров, способных изменить экономический ландшафт Центральной Азии и существенно повлиять на мировые цепочки поставок. Однако их реализация сопряжена с геополитическими рисками, такими как усиление конкуренции между ведущими игроками и вероятность возникновения долговой зависимости стран-участниц.
Целью настоящего исследования является сравнительный анализ экономического потенциала и геополитических рисков, связанных с проектами «Север-Юг» и «Новый шелковый путь». Работа также направлена на оценку их влияния на развитие и стабильность в Центральной Азии. Важным аспектом исследования является выявление возможных точек соприкосновения и противоречий между двумя инициативами, а также определение сценариев их дальнейшего сосуществования.
Методологическая основа исследования включает сравнительный анализ, системный подход и методы геоэкономического прогнозирования. Использование данных методов позволяет провести комплексный анализ влияния международных транспортных коридоров на экономическую динамику региона и оценить потенциальные риски, связанные с их реализацией.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для политиков и бизнес-сообщества по минимизации геополитических рисков и повышению экономической эффективности международных транспортных коридоров в Евразии. Полученные результаты могут быть использованы в стратегическом планировании транспортной политики стран Центральной Азии, а также в разработке мер по оптимизации логистики и инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов.
Геополитические аспекты исследования включают анализ взаимодействия ключевых игроков в регионе. Проекты «Север-Юг» и «Новый шелковый путь» рассматриваются как инструменты внешнеэкономического влияния России, Китая и Индии. Взаимодействие между этими странами и их стратегические интересы в Центральной Азии могут способствовать как сотрудничеству, так и возникновению новых линий геополитического противостояния. Особое внимание уделяется влиянию транспортных коридоров на экономическую интеграцию региона и возможные механизмы урегулирования возникающих противоречий.
Таким образом, настоящее исследование позволяет более глубоко понять экономические и геополитические процессы, определяющие развитие Центральной Азии, а также выработать рекомендации по повышению эффективности международных транспортных коридоров с учетом глобальных вызовов и региональной специфики.
Ключевые слова: Индия, Россия, Китай, Новый шелковый путь, Север-Юг, Центральная Азия, торговля, взаимодополноямость, конкурентная среда.