Анализ опыта реализации магистерских программ Казахстана в перспективе обмена опытом между членами ЕАЭС (на примере РФ)

Авторы

  • М.А. Симонова Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), Москва, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0001-6370-1873
  • Ж.В. Пузанова Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), Москва, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0002-7405-3303
  • Т.И. Ларина Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), Москва, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0003-1331-1302

DOI:

https://doi.org/10.26577/IRILJ202511026
        27 0

Аннотация

Современные социально-политические процессы и трансформация образовательных систем стран ЕАЭС актуализируют задачу взаимного обмена лучшими практиками в сфере высшего образования, которые выступают элементами «мягкой силы» в международных отношениях. В контексте евразийской интеграции анализ опыта реализации магистерских программ Казахстана, являющегося стратегическим партнером России, представляется особо значимым. Фокус на опыте Казахстана обусловлен его ключевой ролью в ЕАЭС, тесными историческими, экономическими связями с Россией и масштабной академической мобильностью между странами. Казахстанские магистерские программы демонстрируют растущую конкурентоспособность, что подтверждается их включением в международные рейтинги. В статье приводится анализ опыта реализации магистерских программ ведущих вузов Казахстана (трех государственных и двух частных), проведенный командой Российского университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы, на основе открытых источников и интервью с представителями администрации.

Описаны особенности государственной политики Казахстана в сфере высшего образования в условиях евразийской интеграции и глобальных вызовов, представлены наиболее выдающиеся магистерские программы, показаны особенности приема, специфика разработки, реализации и экспертизы образовательных программ, аспекты трудоустройства выпускников.

Проанализировав полученные данные, авторы составили ряд рекомендаций, которые могли бы быть реализованы в российских вузах (на примере РУДН) для повышения качества магистерских программ и углубления образовательного сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, ЕАЭС, магистратура, высшее образование, образовательная интеграция, обмен опытом, лучшие практики, международные отношения

Биографии авторов

М.А. Симонова, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), Москва, Российская Федерация

Симонова Мария Александровна – д.и.н., доцент, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) (г. Москва, Россия, e-mail: simonova-ma@rudn.ru).

Ж.В. Пузанова, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), Москва, Российская Федерация

Пузанова Жанна Васильевна – д.и.н., профессор, заведующая социологической лабораторией, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) (г. Москва, Россия, e-mail: puzanova-zhv@rudn.ru).

Т.И. Ларина, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), Москва, Российская Федерация

Ларина Татьяна Игоревна (автор-корреспондент) – к.с.н., доцент кафедры социологии Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) (г. Москва, Россия, e-mail: larina-ti@rudn.ru).

Загрузки

Как цитировать

Симонова, М., Пузанова, Ж. ., & Ларина, Т. . (2025). Анализ опыта реализации магистерских программ Казахстана в перспективе обмена опытом между членами ЕАЭС (на примере РФ). International Relations and International Law Journal, 110(2), 64–74. https://doi.org/10.26577/IRILJ202511026