Анализ опыта реализации магистерских программ Казахстана в перспективе обмена опытом между членами ЕАЭС (на примере РФ)
DOI:
https://doi.org/10.26577/IRILJ202511026Аннотация
Современные социально-политические процессы и трансформация образовательных систем стран ЕАЭС актуализируют задачу взаимного обмена лучшими практиками в сфере высшего образования, которые выступают элементами «мягкой силы» в международных отношениях. В контексте евразийской интеграции анализ опыта реализации магистерских программ Казахстана, являющегося стратегическим партнером России, представляется особо значимым. Фокус на опыте Казахстана обусловлен его ключевой ролью в ЕАЭС, тесными историческими, экономическими связями с Россией и масштабной академической мобильностью между странами. Казахстанские магистерские программы демонстрируют растущую конкурентоспособность, что подтверждается их включением в международные рейтинги. В статье приводится анализ опыта реализации магистерских программ ведущих вузов Казахстана (трех государственных и двух частных), проведенный командой Российского университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы, на основе открытых источников и интервью с представителями администрации.
Описаны особенности государственной политики Казахстана в сфере высшего образования в условиях евразийской интеграции и глобальных вызовов, представлены наиболее выдающиеся магистерские программы, показаны особенности приема, специфика разработки, реализации и экспертизы образовательных программ, аспекты трудоустройства выпускников.
Проанализировав полученные данные, авторы составили ряд рекомендаций, которые могли бы быть реализованы в российских вузах (на примере РУДН) для повышения качества магистерских программ и углубления образовательного сотрудничества в рамках ЕАЭС.
Ключевые слова: Россия, Казахстан, ЕАЭС, магистратура, высшее образование, образовательная интеграция, обмен опытом, лучшие практики, международные отношения