Формы законотворчества: теоретические и практические проблемы

  • A. Zharbolova
  • N. Mynbatyrova
  • Zh. Umbetbayeva

Аннотация

Статья посвящена изучению форм законотворчества, их особенностей, используемыхв Казахстане и за рубежом. Законотворчество законодательного органа является самойраспространенной, наиболее важной формой законотворчества и создающей для ее участниковболее высокую степень ответственности. Второй формой законотворчества является народноезаконотворчество. Несмотря на то, что в мировой практике принятие законов на республиканскомреферендуме встречается очень редко, это проявление демократического характера любогогосударства. Другая, необычная форма законотворчества – принятие законов не законодателем,а иным субъектом, наделенным законодательным полномочием. Особенностью данной формызаконотворчества является осуществление законодательной деятельности субъектами, необладающими специальными законотворческими полномочиями, то есть на основе наделенияполномочиями законотворческая деятельность не может принадлежать соответствующемусубъекту в силу его непосредственной обязанности. Целью научного исследования являетсяопределение основных форм законотворчества, анализ их значения, особенностей и состояниярегулирования. Научная значимость работы: в статье рассматривается наряду с обычнойформой законотворчества – Парламента, особенности законотворчества при делегированиизаконодательных полномочий, условия его возникновения и практика реализации, сущностьи значение народного законотворчества, причины его редкого применения. Практическаязначимость: данные, выводы, изложенные в содержании статьи, могут быть использованы взаконотворческой практике, в исследовании форм законотворчества.Методы исследования: анализ, сравнение, статистическая, философская, дедукция, индукция.В результате исследования было обосновано, что законы, принятые на референдуме, должныиметь приоритетную юридическую силу с учетом места населения в системе конституционно-правовых отношений. В законе «О правовых актах» следует регламентировать место акта народногозаконотворчества в иерархии правовых актов, приоритетное положение норм закона, принятыхпосредством прямого волеизъявления населения в случае противоречия между нормами законаи нормами иных актов, принятых на референдуме. Ценность исследования: в статье определеныособенности законотворчества на основе делегирования законодательных полномочий, местозакона, принятого на референдуме, в системе правотворчества. Практическая значимостьрезультатов работы: выводы исследования можно использовать в правотворческой практике.Ключевые слова: законотворчество, делегирования законодательных полномочий, правовоерегулирование, народное представительство, референдум, демократия.
Как цитировать
ZHARBOLOVA, A.; MYNBATYROVA, N.; UMBETBAYEVA, Zh.. Формы законотворчества: теоретические и практические проблемы. Вестник КазНУ. Серия международные отношения и международное право, [S.l.], v. 85, n. 1, p. 65-76, apr. 2019. ISSN 2618-1215. Доступно на: <https://bulletin-ir-law.kaznu.kz/index.php/1-mo/article/view/980>. Дата доступа: 09 aug. 2022 doi: https://doi.org/10.26577/IRILJ.2019.v85.i1.07.
Раздел
Вопросы безопасности и международного права