Гендерное неравенство в образовательной среде: международный опыт и Республика Казахстан

Авторы

  • A. Beimisheva Университет Нархоз, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-3281-6859
  • A. Kaliyeva Казахский национальный женский педагогический университет, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-4645-5214
  • Zh. Medetkanov Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0009-0007-5266-4721

DOI:

https://doi.org/10.26577/IRILJ.2023.v103.i3.04

Аннотация

Гендерное неравенство в сфере образования претерпела значительные изменения за последние десятилетия. Ведь образование является наиболее важным инструментом развития человеческих ресурсов и универсальным правом человека, а также важным компонентом расширения прав и возможностей женщин.

В настоящем исследовании предпринята попытка ответить на вопрос: какие изменения произошли в сфере гендерного неравенства в международной образовательной среде посредством анализа отечественной и зарубежной литературы по данной тематике. В статье рассматриваются эмпирические исследования и теоретические взгляды на гендерное неравенство в системе образования. Исследуется, как реформа образования за последнее десятилетие повлияла на гендерное равенство. Проведен анализ тенденции гендерного неравенства в мире. Объясняются причины гендерного неравенства в образовании и анализируется, как гендерное неравенство в образовании влияет на экономику, демографию, социальную сферу и так далее.

Так, гендерное неравенство в образовании оказывает прямое влияние на экономическую рост за счет снижения среднего качества человеческого капитала. Оно препятствует прогрессу в снижении рождаемости и детской смертности, тем самым ставит под угрозу прогресс в области благосостояния в развивающихся странах. Хотя это неравенство нежелательно с точки зрения социальной справедливости, можно также утверждать, что более эффективное использование потенциала женщин на рынке может привести к большей эффективности. Образование воспроизводит, а не бросает вызов социальному неравенству. Кроме того, в некоторых областях отношений, связанных с трудоустройством, образование имеет важное значение. Это говорит о том, что различные интересы могут формировать влияние образования на отношение мужчин к женщинам, и что образование может предложить женщинам ресурсы, которые поощряют некоторые изменения в их интерпретации статуса.

Ключевые слова: неравенство, образование, гендер, человеческий ресурс, анализ.

Загрузки

Опубликован

2023-09-19

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы международных отношений: страновой подход