Влияние инициативы «Один пояс, Один путь» на инвестиционный климат Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.26577/IRILJ.2023.v101.i1.04Аннотация
Инициатива Китая «Один пояс, один путь» (ОПОП) вызывает у международного сообщества неоднозначное отношение. С одной стороны, Пекин, в соответствии с этой политической платформой, планирует инвестировать в ОПОП от 1 до 8 трл долл.США. Основной получатель этих инвестиций транспортная инфраструктура и промышленный сектор Трансевразийских и Индо-Тихоокеанских стран. За последние 3 года к этой инициативе присоединились и страны Ближнего Востока. С другой стороны, широко распространено мнение, что такой огромный объем инвестиций неизбежно вызовет значительные геостратегические последствия в этих регионах.
В соответствии с вышеизложенным, в данной статье предпринята попытка ответить на следующий вопрос: какое влияние может оказать ОПОП на связи в сфере безопасности между Китаем и другими крупными игроками в Индо-Тихоокеанском регионе? Какое влияние окажет инициатива Китая на положение Казахстана среди этих игроков? В статье также предлагается новый аналитический подход к изучению геоэкономики, который раскрывает роль экономической деятельности и процессов в порождении геополитических намерений и катализе геополитической конкуренции.
В основе ОПОП лежит создание Трансевразийского транспортного маршрута пролегающего от Китая-через Казахстан-Россию до Западной Европы. Это вызывает большой интерес со стороны Казахстана, так как в случае реализации инициативы будет не только модернизирован казахстанский участок пути, но и увеличены транзитные поступления, что в свою очередь, придаст динамический импульс развития всем прилегающим областям Казахстана. Что в условиях экономического спада после пандемии COVID-19 весьма актуально.
Вместо традиционного подхода, рассматривающего методологию исследования международных отношений как средство достижения ранее существовавшей геополитической цели, в статье предлагается новый аналитический ракурс изучения геоэкономики, раскрывающий роль экономической деятельности и процессов в формировании геополитических намерений. и в стимулировании геополитической конкуренции.
Полагаем, что влияние ОПОП будет более заметным в области геополитики, чем в области управления глобальным развитием.
Несмотря на военный конфликт в России и пандемию COVID-19, которые внесли элемент неопределённости в трансграничную торговлю, транспортный маршрут пролегающий от Китая-через Казахстан-Россию до Западной Европы остается устойчивым и эффективным дополнением к морским перевозкам.
Маршрут Китай - Западная Европа на текущий момент является основным вариантом для международной торговли, учитывая конкурентное преимущество железной дороги.
В статье утверждается, что весьма вероятно, что ОПОП и связанные с ним предлагаемые изменения в политике международной безопасности Китая приведут к дальнейшему обострению геополитического соперничества между Китаем и другими крупными державами в Индо-Тихоокеанском регионе.
Ключевые слова: Теория международных отношений, Восточная Азия и Тихоокеанский конфликт, безопасность и оборона, инвестиции, политическая экономия и экономика.