Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) как инструменты мягкой силы и публичной дипломатии

Авторы

  • E. Varpahovskis Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, г. Москва http://orcid.org/0000-0002-6740-6377

DOI:

https://doi.org/10.26577/IRILJ.2021.v96.i4.02

Аннотация

Относительно новое явление – массовые открытые онлайн-курсы (МООК), они официально вошли в нашу жизнь примерно в 2008 году и с тех пор набирают популярность во всем мире. Рост аудитории, развитие технологий и глобализация делают МООК важным средством коммуникации, которое может служить не только образовательным целям. В данной работе автор пытается позиционировать МООК в рамках концепций мягкой силы и публичной дипломатии и связанных с ними подконцепциями. В статье рассматриваются МООК как канал коммуникации в рамках публичной дипломатии и их практические функции для достижения гуманитарных и политических целей. Автор описывает ряд различных сценариев того, как МООК могут функционировать в качестве инструмента публичной дипломатии, генерируя мягкую силу для государственных и негосударственных акторов, которые обращаются к иностранной общественности. Таким образом МООК могут использоваться для преподавания истории и культуры страны, маркетинга национальной системы высшего образования, укрепления структурных отношений с помощью языка, усиления структурных отношений с помощью технологий, стимулирования развития странпартнеров через предоставление доступа к образованию, создания сетей для многостороннего сотрудничества. В заключение автор обсуждает направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: МООК, мягкая сила, публичная дипломатия, дипломатия образования, цифровая дипломатия.

Загрузки

Опубликован

2021-12-23

Выпуск

Раздел

Актуальные вопросы международных отношений