Формы законотворчества: теоретические и практические проблемы

Авторы

  • A. Zharbolova
  • N. Mynbatyrova
  • Zh. Umbetbayeva

DOI:

https://doi.org/10.26577/IRILJ.2019.v85.i1.07

Аннотация

Статья посвящена изучению форм законотворчества, их особенностей, используемых
в Казахстане и за рубежом. Законотворчество законодательного органа является самой
распространенной, наиболее важной формой законотворчества и создающей для ее участников
более высокую степень ответственности. Второй формой законотворчества является народное
законотворчество. Несмотря на то, что в мировой практике принятие законов на республиканском
референдуме встречается очень редко, это проявление демократического характера любого
государства. Другая, необычная форма законотворчества – принятие законов не законодателем,
а иным субъектом, наделенным законодательным полномочием. Особенностью данной формы
законотворчества является осуществление законодательной деятельности субъектами, не
обладающими специальными законотворческими полномочиями, то есть на основе наделения
полномочиями законотворческая деятельность не может принадлежать соответствующему
субъекту в силу его непосредственной обязанности. Целью научного исследования является
определение основных форм законотворчества, анализ их значения, особенностей и состояния
регулирования. Научная значимость работы: в статье рассматривается наряду с обычной
формой законотворчества – Парламента, особенности законотворчества при делегировании
законодательных полномочий, условия его возникновения и практика реализации, сущность
и значение народного законотворчества, причины его редкого применения. Практическая
значимость: данные, выводы, изложенные в содержании статьи, могут быть использованы в
законотворческой практике, в исследовании форм законотворчества.
Методы исследования: анализ, сравнение, статистическая, философская, дедукция, индукция.
В результате исследования было обосновано, что законы, принятые на референдуме, должны
иметь приоритетную юридическую силу с учетом места населения в системе конституционно-
правовых отношений. В законе «О правовых актах» следует регламентировать место акта народного
законотворчества в иерархии правовых актов, приоритетное положение норм закона, принятых
посредством прямого волеизъявления населения в случае противоречия между нормами закона
и нормами иных актов, принятых на референдуме. Ценность исследования: в статье определены
особенности законотворчества на основе делегирования законодательных полномочий, место
закона, принятого на референдуме, в системе правотворчества. Практическая значимость
результатов работы: выводы исследования можно использовать в правотворческой практике.
Ключевые слова: законотворчество, делегирования законодательных полномочий, правовое
регулирование, народное представительство, референдум, демократия.

Загрузки

Опубликован

2019-04-28

Выпуск

Раздел

Вопросы безопасности и международного права